Психологическая служба
Психологическая служба ДОУ
Под психологической службой ДОУ понимается команда специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед), осуществляющая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательных отношений в ДОУ.
Координатором деятельности службы выступает старший воспитатель.
Деятельность психологической службы МБДОУ Балахтинский детский сад №3 "Тополек" ориентирована на обучающихся, педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся, содействие сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся, обеспечение психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации.
Цель: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, снижение рисков дезадаптации и негативной социализации.
Основные направления и виды работы психологической службы:
Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных программ.
• Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей.
• Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников.
• Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей.
Психологическое консультирование субъектов образовательных отношений
Цель: Оптимизация взаимодействия участников воспитательнообразовательного процесса и оказание им психологической помощи, при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога, учителя-логопеда ДОУ. При необходимости, специалист ориентирует консультируемого на получение помощи в службах района, края по теме запроса.
Коррекционно-развивающая работа с детьми
Цель: Создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка.
В коррекционной работе специалист опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.
Психологическая диагностика обучающихся
Согласно ФГОС ДО в ДОУ может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга). Психолого-педагогическая диагностика, понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы.
Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса
Цель: Формирование у всех участников образовательного процесса потребности в психологических знаниях, желания их использовать в интересах собственного развития.
• Групповые и индивидуальные консультации для родителей.
• Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
• Информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательнообразовательного процесса.
• Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер.
• Разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения.
• Информирование о факторах, препятствующих развитию личности детей.
Психологическая профилактика
Цель: сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся.
• Разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в школу).
• Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
• Выявление условий, неблагоприятно влияющих на развитие личности обучающихся.
• Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды.
• Отслеживание динамики социально-личностного развития детей.
• Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОО.
• Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.